В принципе можно и так:
Что есть движение автомобиля с ДВС. Топливо подается в цилиндр, сжимается, запаливается свечой, сгорает, толкает поршень который вращает первичный вал КПП от которой крутящий момент передается на колеса.
Теперь что происходит при движении накатом со включенной передачей, так же называемое торможение двигателем. Колеса вращаются за счет движения авто, вращают КПП, которая крутит первичный вал ДВС, который проворачивает кривошипно-шатунный механизм и двигает поршнями. Ну хорошо, мы подали некое минимальное необходимое кол-во топлива. Произошел рабочий цикл (смесь взорвалась). А если происходит взрыв, то он толкнет поршень, который провернет колеса. Но откуда тогда эффект торможения если двигатель пытается эти колеса крутить?
А вот откуда. Свеча дает вспышку как будто поджигает смесь. Но смеси нет. Только воздух. Форсунка не открылась! А работа на сжатие воздуха как раз и вызывает торможение.
В подтверждении данного утверждения приведу пример. Первая передача прямая ровная асфальтовая дорога, исправный автомобиль который двигается на 1 передаче. Что произойдет если отпустить газ? Машина поедет прямо с какой-то минимальной скоростью (не заглохнет). То есть горючего для поддержания холостого хода достаточно для движения авто на 1 передаче. Это факт. Теперь я нажимаю на газ, передача все еще первая, авто начинает разгоняться. Я отпускаю газ. Что произойдет? Согласно утверждению, в цилиндры будет впрыскиваться топливо, необходимое для оборотов ХХ, которого достаточно для движения автомобиля. Если это так, то автомобиль продолжит движение с набранной скоростью. С чего ей снижаться-то? А реально-то что будет? Скорость будет снижаться, пока двигатель не выйдет на режим ХХ и автомобиль поедет опять с минимальной скоростью.
Обоснуем данный факт теорией и про сцепление не забудем:
Сначала двигатель вращается от колес с некой частотой определяемой скоростью движения авто и выбранной передачей. Постепенно скорость падает и обороты двигателя тоже. Я уже показал почему это происходит (сжатие воздуха в цилиндрах). Нажали сцепление. Связка с колесами размыкается и обороты ДВС начинают падать, ведь рабочего цикла не происходит. Но почему же двигатель не встает колом? Да потому что на первичном валу вращается массивный маховик, которой "содержит запас" крутящего усилия. Он продолжает вращаться сам и вращать двигатель. Но запас этот не бесконечен и обороты начинают снижаться. Воздух-то надо сжимать. А при снижении оборотов до уровня холостого хода контроллер "понимает" что если дело так пойдет и дальше, то двигатель скоро остановится совсем и начинает впрыскивать топливо в цилиндры. Воздух там есть всегда, образуется смесь, свечи дают искру, смесь сгорает и крутит двигатель на оборотах ХХ.
Подтверждением этого факта является явление дергания машины при движении на 2-5 передаче с ненажатой педалью сцепления и газа. Машина дергается, а потом глохнет. Контроллер пытается подать топливо при достижении оборотов ХХ, но вспышки слишком редки на высокой передаче, смесь бедная, и все это приводит к еще большему падению оборотов. Обороты двигателя падают ниже ХХ и он глохнет.